Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
05 декабря
13:16

Дополнительное образование для детей и подростков

«Персональная» жизнь бухгалтера

_2

«Персональная» жизнь бухгалтера

Работа с документами по персоналу порой бывает совсем непростой. Графики отпусков, должностные инструкции, расчетные листки — назойливые мелочи или важные бумаги, без которых не обойтись?

Подобные вопросы есть у многих ваших коллег. Мы даем ответы на них, чтобы вы могли правильно оформить все кадровые документы и в то же время у вас не возникало лишней работы.

Должностная инструкция спасает трудовой договор от лишнего объема

Обязательно ли нужно делать должностные инструкции?

- Обязанность работодателя составлять должностные инструкции законодательством не установлена, поэтому нет и ответственности за отсутствие должностных инструкций у работодателя.

Если инструкция у вас не утверждена, весь функционал сотрудника придется расписывать в трудовом договоре. 

Обычно это бывает довольно внушительный перечень, который отягощает договор. При этом даже уточнение обязанностей придется согласовывать с работником и оформлять дополнительным соглашением к трудовому договору. Даже если вы не расширяете функционал бухгалтера, а лишь уточняете, как он должен вести кадровый учет, изначально предусмотренный в его обязанностях.

Поэтому мы советуем все же разрабатывать и утверждать у себя должностные инструкции, а в трудовом договоре указывать наименование должности, основные обязанности и давать отсылку к инструкции: «...и иные обязанности согласно должностной инструкции по должности ____».

К тому же всегда желательно иметь отдельную бумагу с четким перечнем требований к знаниям, навыкам и уровню образования претендентов на должность, чтобы в случае спора с соискателем вы могли аргументировать свой отказ в устройстве к вам на работу неподходящего кандидата.

Вырос МРОТ — изменяем штатное расписание

Одна наша сотрудница весной ушла в отпуск по уходу за ребенком. На тот момент, когда она уходила в отпуск, ее оклад в штатном расписании соответствовал МРОТ. Но МРОТ вырос. Нужно ли сейчас увеличить ее оклад в штатном расписании или это можно сделать перед ее выходом на работу?

- Оклад в штатном расписании нужно увеличить с даты, с которой вырос МРОТ, если зарплата сотрудницы состоит из одного оклада.

Например, можно издать приказ об утверждении штатного расписания в новой редакции с формулировкой: «В связи с увеличением с 1 июля 2016 г. минимального размера оплаты труда до 7500 руб. (ст. 1 Закона от 02.06.2016 № 164-ФЗ) утвердить штатное расписание в новой редакции с 1 июля 2016 года...». А в новой редакции увеличить оклад до МРОТ.

Не забудьте также оформить с декретницей дополнительное соглашение к ее трудовому договору с указанием в нем нового размера оклада. Допустим, можно попросить ее приехать в офис для оформления соглашения или отправить ей документ по почте, чтобы она подписала два экземпляра, оставила один себе, а другой выслала вам.

Если зарплата сотрудницы формируется из оклада и доплат, надбавок, премий, которые в сумме выходят не ниже МРОТ, то изменять сумму оклада при увеличении «минималки» не нужно (ст. 129 ТК РФ).

Незаработанный отпуск возможен по согласованию с руководством

Недавно пришедший работник просится в отпуск уже через 4 месяца работы. Говорит, что заранее оплатил путевку. Обязан ли работодатель отпустить его? Если да, то как правильно оформить отпуск авансом?

- Обязан, только если это работник из «особой» категории, то есть которому законодательством разрешено брать отпуск:

1. <или> до возникновения права на отпуск (например, работник, которому нет 18 лет или который усыновил ребенка в возрасте до 3 месяцев) (ст. 122 ТК РФ);

2. <или> в любое удобное для него время. Например, женщины, имеющие двух и более детей в возрасте до 12 лет, совместители (одновременно с ежегодным отпуском по основному месту работы), супруги военнослужащих (одновременно с отпуском супругов) (статьи 123286 ТК РФподп. «б» п. 3 Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 22.01.81 № 235п. 11 ст. 11 Закона от 27.05.98 № 76-ФЗ).

Любых иных работников вы не обязаны отпускать ранее истечения 6 месяцев с начала работы у вас (ст. 122 ТК РФ). Но если руководитель не возражает, чтобы новичок отдохнул, то оформить отпуск нового работника нужно так:

- <если> вы не включили его в график отпусков, то достаточно заявления работника на отпуск;

- <если> вы успели включить новичка в график с отпуском в другое время, то работник должен написать заявление, а вы должны внести записи в график отпусков. Допустим, вы используете унифицированную форму графика (утв. Постановлением Госкомстата от 05.01.2004 № 1). 

Тогда:

- в графе 8 «Перенесение отпуска. Основание (документ)» запишите: «Письменное заявление работника»;

- в графе 9 «Перенесение отпуска. Дата предполагаемого отпуска» поставьте новую дату отпуска;

- в графе 10 «Приложение» укажите: «Отпуск перенесен по просьбе работника».

Отпуск без содержания может быть любой продолжительности

Установлена ли максимальная продолжительность отпуска за свой счет? Можно ли отпустить работника на полгода?

- Не установлена. Можно отпустить на любой период, который работник согласует с руководителем.

Только помните, что есть ситуации, в которых работодатель обязан отпустить в отпуск без содержания с учетом периода, который установлен ТК РФ. Например, любой работник может уйти в отпуск за свой счет на срок до 5 календарных дней в случае регистрации брака или рождения ребенка. Работающий пенсионер может уйти в неоплачиваемый отпуск до 14 календарных дней в году, а работающий инвалид — до 60 календарных дней в году (ст. 128 ТК РФ).

Расчетный листок лучше вручать самому работнику

Может ли начальник отдела получать расчетные листки своих сотрудников? Всегда ли мы обязаны выдавать листки дважды в месяц вместе с выплатой аванса и основной части зарплаты?

- Расчетный листок вы обязаны выдавать всегда (ст. 136 ТК РФ), но не обязательно это делать дважды в месяц. Достаточно раз в месяц с зарплатой за вторую половину месяца отдавать листок, в котором будут указаны все суммы, выплаченные в текущем месяце. Официальных разъяснений по этому вопросу Роструд не выпускал, но специалисты ведомства придерживаются именно такого мнения.

Начальник отдела может получать расчетный листок вместо сотрудника только в строго определенных случаях:

- <или> у начальника отдела есть доверенность на получение расчетного листка, выданная ему тем работником, за которого он берет листок;

- <или> локальными нормативными актами компании предусмотрен порядок передачи расчетных листков работникам через начальника отдела и он под роспись оповещен о запрете на разглашение персональных данных сотрудников.

Такие строгие правила вызваны тем, что расчетный листок содержит персональные данные работника, которые нельзя разглашать (ст. 88 ТК РФст. 7 Закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ). Если вы — работник бухгалтерии, владеющий информацией о зарплатах сотрудников, и с вами подписано соглашение о ее неразглашении, то вы обязаны сохранять конфиденциальность подобных персональных данных. То есть не передавать указанную информацию не уполномоченным на ее получение людям.

За ее разглашение, если пострадавший работник пожалуется в трудинспекцию, вас могут оштрафовать на 300-500 руб. (Постановление ВС Республики Саха (Якутия) от 29.07.2015 № 4А-382/2015), директора фирмы — на 500-1000 руб., а фирму — на 5000-10 000 руб. (ст. 13.11 КоАП РФ).

Поэтому, если вышеуказанные условия не выполняются, лучше выдавать расчетные листки строго на руки работнику-адресату. Так вы не нарушите Закон о персональных данных.

В трудовую книжку не нужно делать лишних записей

При приеме на работу по срочному трудовому договору необходимо ли в трудовой книжке указывать срок? Как выглядит запись в книжке об окончании срока трудового договора?

- Запись о приеме на работу по срочному трудовому договору делается по общим правилам. В книжке не нужно указывать, что работник принят по срочному договору (п. 3.1 Инструкции, утв. Постановлением Минтруда от 10.10.2003 № 69Правила, утв. Постановлением Правительства от 16.04.2003 № 225).

При истечении срока трудового договора:

- <если> работник увольняется в связи с окончанием срока действия договора, вы записываете: «Трудовой договор прекращен по истечении срока трудового договора, пункт 2 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации»;

- <если> работник продолжает работать и ни он, ни работодатель не требуют расторжения договора, то в трудовой книжке не нужно что-то записывать. Срочный трудовой договор становится бессрочным (ст. 58 ТК РФ). А вот в графе «характер работы» личной карточки работника (форма № Т-2) (утв. Постановлением Госкомстата от 05.01.2004 № 1) не забудьте прежнюю запись «временно» зачеркнуть, записать «постоянно» и расписаться.

Закрепить дни выплаты зарплаты достаточно в одном документе

Где нужно прописать дни выплаты сотрудникам зарплаты? Как правильно оформить изменение дней выплаты зарплаты?

Дни выплаты зарплаты нужно прописать в одном из документов (ст. 136 ТК РФАпелляционные определения Мосгорсуда от 02.12.2015 № 33-37781/2015ВС Республики Карелия от 21.03.2014 № 33-1004/2014):

- <или> в локальном нормативном акте компании (ЛНА). Например, в правилах внутреннего трудового распорядка (ПВТР) или в положении об оплате труда. Для изменения дней выплаты достаточно будет издать приказ о внесении изменений в ПВТР или об утверждении ПВТР в новой редакции, с которым нужно ознакомить всех работников под роспись. Не забудьте, что если в фирме есть профсоюз, то при принятии ЛНА нужно учесть его мнение, поэтому утверждение такого документа займет больше времени (статьи 8372 ТК РФ);

- <или> в коллективном договоре. Для внесения в него изменений придется формировать комиссию из представителей работников и работодателей, проводить переговоры, согласовывать новую редакцию коллективного договора с новыми датами выплаты зарплаты (ст. 44 ТК РФ);

- <или> в трудовых договорах. Здесь тоже вносить изменения неудобно. Придется уведомлять работников в письменной форме о предстоящих изменениях дней выплаты и с каждым из работников оформлять дополнительное соглашение, содержащее новые даты выплаты зарплаты.

Источник: "Главная книга"

Смотрите новости также на наших официальных страницах в соцсетях:

 Facebook Twitter.

Ваша компания

Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
Cообщить о неточности
Карта сайта →
Финансы
Разделили бизнес, а налоговая попыталась сложить его обратно
Банки
Лизинг
Инвестиции
Страхование
Господдержка
Помощь бизнесу
1. Открыть бизнес
2. Выбор помещения
3. Эффективная реклама
4. Подбор аутсорсинга
5. Господдержка
6. Уплата налогов
7. Поиск кадров
8. Юридическая помощь
Организации
Добавить свою
Новости компаний
Товары и услуги
Добавить товар
Добавить услугу
Тендеры
Выставки
Обучение
Центры проф. обучения
Новости
Hi-Tech
Антикризис
Конфликты
Макроэкономика
Медиа
Металлургия
Недвижимость
Персоналии
Потребрынок
Промышленность
Телеком
Транспорт
ТЭК
Деньги
Персоны
Ахунов Рустем Ринатович
Андреев Александр Вадимович
О портале
Возможности сайта
Реклама на сайте
Контактная информация
Курсы мировых валют
Биржевые индексы
Вклады
Карта Уфы
ГОСТы
Ваш кабинет
Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
© 2009—2022  Единый республиканский бизнес-портал
О портале | Контактная информация | Реклама на портале | Правила пользования |
Сделано в «Техинформ» Уфа
Все права принадлежат КП «Респект»