Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
15 ноября
19:46
$ 66,6235
€ 73,1726
▲ 0,1338 ▼ -0,2121

Возврат ошибочно перечисленного налога

ЗАЯВЛЕНИЕ О ВОЗВРАТЕ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ СУММ

НАЛОГОВ (ПЕНЕЙ, ШТРАФОВ):

ФОРМА, СОДЕРЖАНИЕ, СРОК И СПОСОБЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

В НАЛОГОВЫЙ ОРГАН

 

Минфин России высказался по вопросу о перечислении сумм излишне уплаченного налога в ситуации, когда реквизиты банковского счета для зачисления денежных средств в заявлении о возврате были указаны с ошибкой. См. Письмо от 26.01.2015 N 03-02-08/2244. 

Требований к содержанию заявления о возврате излишне уплаченных налогов, пеней и штрафов Налоговый кодекс РФ не устанавливает. Форма данного документа официально не утверждена, поэтому вы можете составить его произвольно.

Приведем некоторые рекомендации по составлению заявления о возврате переплаты.

Во вводной части документа укажите:

- наименование налогового органа, в который вы подаете заявление;

- наименование организации или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя;

- адрес вашего места нахождения согласно учредительным документам (для организации) или адрес места жительства (для предпринимателя);

- ИНН (абз. 3 п. 7 ст. 84 НК РФ);

- КПП, ОГРН (для организации), ОГРНИП (для предпринимателя).

Также желательно указать номер вашего телефона, Ф.И.О. контактного лица, адрес электронной почты, чтобы налоговый орган мог оперативно с вами связаться.

В основной части заявления целесообразно отразить:

1) сведения об излишне уплаченных платежах:

- сумму переплаты с разбивкой по каждому платежу, по которому вы просите вернуть излишнюю сумму;

- КБК, а также ОКТМО либо ОКАТО <15> платежей, переплату по которым вы просите вернуть;

- периоды, за которые образовалась переплата;

- причину образования переплаты;

- реквизиты платежных поручений и даты уплаты соответствующих сумм в бюджет;

--------------------------------

<15> В заявлении мы рекомендуем указать тот код, который значится в поле 105 платежного поручения на уплату соответствующей суммы налога (пеней, штрафа). Напомним, что в нем подлежит проставлению:

- начиная с 4 февраля 2014 г. (даты вступления в силу Приказа Минфина России от 12.11.2013 N 107н (далее - Приказ N 107н)) - код по ОКТМО. Это следует из п. 6 Правил, приведенных в Приложении N 2 к Приказу N 107н;

- до 4 февраля 2014 г. (даты, с которой согласно Приказу N 107н утратили силу Приказ Минфина России от 24.11.2004 N 106н и в том числе Правила, приведенные в Приложении N 2 к нему) - код по ОКАТО. Данный код проставлялся в платежных поручениях в соответствии с п. 4 указанных Правил.

2) сумму переплаты к возврату из бюджета и банковские реквизиты для перечисления денежных средств на ваш расчетный счет.

Переплата подлежит возврату на любой указанный вами в заявлении расчетный счет вне зависимости от того, есть ли сведения о нем у инспекции. Отказ в ее возврате на том основании, что счет не занесен в базу данных налоговых органов, неправомерен (Постановление ФАС Уральского округа от 25.05.2009 N Ф09-3320/09-С3).

Если вы не сообщили банковские реквизиты в заявлении, налоговый орган может вернуть денежные средства на любой известный ему банковский счет. Сведения об открытых счетах поступают к налоговикам от банков (абз. 2 - 4 п. 1 ст. 86 НК РФ).

 

Обратите внимание!

Ранее обязанность сообщать в налоговые органы об открытии счетов в банке существовала также у налогоплательщиков и участников договоров инвестиционного товарищества, которые выступают в качестве управляющих товарищей, ответственных за ведение налогового учета. Такая обязанность была установлена пп. 1 п. 2 ст. 23, пп. 4 п. 4 ст. 24.1 НК РФ. Согласно пп. "б" п. 1, п. 2 ст. 1 Федерального закона от 02.04.2014 N 52-ФЗ эти нормы отменены. Соответствующие положения Закона N 52-ФЗ действуют со 2 мая 2014 г. Есть неопределенность относительно даты начала их действия, определяемой согласно ч. 1 ст. 7 Закона N 52-ФЗ. Подробнее см. Справочную информацию.

 

Если налоговому органу известны ваши расчетные счета, отказать в возврате переплаты он также не вправе. Отказ можно будет успешно оспорить в суде (Постановление ФАС Уральского округа от 19.01.2010 N Ф09-11154/09-С2).

Однако при отсутствии у налогового органа информации о ваших банковских счетах перечислить сумму переплаты из бюджета невозможно. В подобных ситуациях суды признают за налоговыми органами право принять решение об отказе в возврате переплаты (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2010 N А70-4076/2010 (оставлено в силе Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 28.03.2011 N А70-4076/2010)).

В заключительной части заявления приведите перечень приложений. Это могут быть:

- копии платежных поручений;

- акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

- извещение о факте излишней уплаты налога (если вы получили его от налогового органа);

- бухгалтерская справка с расчетом переплаты и пояснениями о моменте, причинах ее образования;

- другие документы, которые вы посчитаете необходимыми.

По каждому из приложений укажите название документа, его реквизиты и количество страниц.

После составления заявления на нем проставляются дата и подпись налогоплательщика либо его представителя (п. 1 ст. 26 НК РФ).

Если заявление подается от имени организации, заверьте его печатью.

Вы можете представить заявление одним из следующих способов:

1) непосредственно в налоговый орган, которому оно адресовано. Как правило, прием письменных обращений налогоплательщиков организован в канцелярии инспекции.

Рекомендуем иметь при себе второй экземпляр заявления. На нем сотрудник налогового органа, принимающий корреспонденцию, должен сделать отметку о дате поступления заявления, указать свою должность, Ф.И.О. и поставить подпись. Такая отметка подтвердит, какие документы и в какой срок вы подали;

2) по почте. Лучше использовать ценное письмо с описью вложения, в которой также фиксируются перечень отправленных документов и дата направления корреспонденции;

3) по телекоммуникационным каналам связи. Таким способом в инспекцию передается заявление в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью.

Помимо указанных способов с 1 июля 2015 г. налогоплательщики вправе подавать заявление о возврате переплаты через личный кабинет (далее - ЛК) налогоплательщика <16>. Этот вывод следует из п. 1 ст. 11.2, абз. 1 п. 6 ст. 78 НК РФ, п. 1, пп. "в" п. 12 ст. 1, ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ.

--------------------------------

<16> Заметим, что и до закрепления в Налоговом кодексе РФ такого права на сайте ФНС России в разделе "Личный кабинет налогоплательщика - юридического лица" указывалось на возможность передачи в инспекцию заявления о возврате переплаты через личный кабинет. Однако использование ЛК налогоплательщика - юридического лица для подачи данного заявления не гарантирует получения доказательств его представления в инспекцию.

 

Начиная с той же даты Налоговый кодекс РФ обязывает инспекцию при получении заявления о возврате переплаты через ЛК налогоплательщика - физического лица (в том числе индивидуального предпринимателя) передать в электронной форме квитанцию о его приеме (абз. 4 п. 2 ст. 11, п. 2 ст. 11.2, пп. 4.1 п. 1 ст. 32 НК РФ, пп. "а" п. 4 ст. 1, ч. 4 ст. 5 Закона N 347-ФЗ).

Отметим, что в Налоговом кодексе РФ не закреплена обязанность инспекции передавать в электронной форме квитанцию о приеме заявления о возврате переплаты через ЛК налогоплательщика-организации. При этом, по нашему мнению, возможность подачи организацией с 1 июля 2015 г. заявления о возврате переплаты через ЛК налогоплательщика Налоговый кодекс РФ не исключает. Полагаем, что из анализа положений п. 1 ст. 11.2, абз. 1 ст. 19, абз. 1 п. 6 ст. 78 НК РФ (в редакции, действующей с 1 июля 2015 г.) можно сделать следующий вывод: реализовать право на обращение с заявлением о возврате переплаты с использованием ЛК налогоплательщика может любой налогоплательщик - независимо от того, является он организацией или физическим лицом.

Однако, учитывая, что Налоговый кодекс РФ не обязывает инспекции подтверждать квитанцией факт приема документов, полученных через ЛК организации, для указанной категории налогоплательщиков может быть целесообразным использование иных способов подачи заявлений о возврате переплаты.

Напомним, что срок подачи в налоговый орган заявления о возврате переплаты - три года со дня уплаты налогов, пеней, штрафов в излишнем размере (п. п. 7, 14 ст. 78 НК РФ).

 

Примечание

Подробнее об исчислении указанного срока вы можете узнать в разд. 2.1 "В какой срок можно обратиться в налоговый орган за зачетом или возвратом излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафов".

 

 

В КАКОЙ СРОК МОЖНО ОБРАТИТЬСЯ В НАЛОГОВЫЙ ОРГАН

ЗА ЗАЧЕТОМ ИЛИ ВОЗВРАТОМ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ СУММ

НАЛОГОВ, ПЕНЕЙ, ШТРАФОВ

 

Зачет или возврат переплаты налоговые органы осуществляют по заявлению налогоплательщика (п. 4, абз. 2, 3 п. 5, п. 6 ст. 78 НК РФ). Срок подачи заявления - три года со дня уплаты в бюджет излишних сумм налогов, пеней и штрафов (п. п. 7, 14 ст. 78 НК РФ).

По общему правилу платеж считается уплаченным:

- с момента предъявления в банк платежного поручения на перевод денежных средств в бюджет (пп. 1, 1.1 п. 3, п. 8 ст. 45 НК РФ) <3>;

- со дня внесения индивидуальным предпринимателем в банк, кассу местной администрации либо организацию почтовой связи наличных денежных средств для перечисления в бюджет (пп. 3 п. 3, п. 8 ст. 45 НК РФ).

--------------------------------

<3> Если налог перечисляет организация - получатель бюджетных средств (бюджетное, казенное или автономное учреждение), он считается уплаченным с момента отражения расходной операции на ее лицевом счете, открытом в Федеральном казначействе, финансовых органах субъекта РФ или муниципального образования. Это следует из пп. 2 п. 3 ст. 45 НК РФ, п. 4 ст. 161, ст. 166.1 БК РФ, п. 8 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", ч. 3.2, 3.3 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".

 

Указанные события определяют начало трехлетнего срока обращения в инспекцию за зачетом или возвратом переплаты. Данный срок истекает в соответствующие число и месяц последнего года срока (п. 3 ст. 6.1 НК РФ). Если эта дата приходится на выходной или нерабочий праздничный день, окончание срока переносится на следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Особые правила исчисления срока подачи заявления о зачете или возврате излишне уплаченных в бюджет платежей действуют в двух случаях.

1. Переплата образовалась при перечислении авансовых платежей по налогу. О ней, в частности, свидетельствует то, что по итогам налогового периода сумма налога к уплате оказывается меньше суммы перечисленных авансовых платежей.

В этом случае трехлетний срок обращения в инспекцию с заявлением о зачете или возврате переплаты исчисляется с даты подачи декларации по итогам налогового периода, но не позднее установленного срока ее представления в налоговый орган. Такую позицию выразил Президиум ВАС РФ в Постановлении от 28.06.2011 N 17750/10 <4>. Нижестоящие суды разделяют это мнение (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 30.05.2013 N А56-23981/2012, ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.05.2013 N А19-16728/2012, ФАС Московского округа от 22.11.2013 N Ф05-14786/2013 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 12.03.2014 N ВАС-2265/14), от 18.11.2013 N А40-30657/13-116-55, от 17.10.2012 N А41-1926/12 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 15.02.2013 N ВАС-431/13), от 03.10.2012 N А40-29369/12-99-142, ФАС Уральского округа от 20.07.2011 N Ф09-4398/11).

--------------------------------

<4> В данном Постановлении рассмотрен вопрос о сроке подачи заявления о возврате переплаты. Однако выводы судей применимы и в отношении зачета излишне уплаченного налога, так как в обоих случаях срок подачи заявления устанавливает одна и та же норма.

2. Переплата образовалась в результате предыдущего зачета инспекцией излишних сумм налогов, пеней, штрафов в счет текущих платежей в бюджет или погашения налоговой задолженности.

В этом случае трехлетний срок подачи заявления о зачете или возврате излишней суммы необходимо отсчитывать с даты, когда инспекция произвела зачет, сформировавший переплату (пп. 4 п. 3, п. 8 ст. 45, п. п. 7, 14 ст. 78 НК РФ, Постановления Президиума ВАС РФ от 10.11.2011 N 8395/11, ФАС Московского округа от 19.03.2013 N А40-66186/12-99-388).

 

 Информация предоставлена СПС "КонсультантПлюс"

 

Ваша компания

Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
Cообщить о неточности
Карта сайта →
Финансы
Разделили бизнес, а налоговая попыталась сложить его обратно
Банки
Лизинг
Инвестиции
Страхование
Господдержка
Помощь бизнесу
1. Открыть бизнес
2. Выбор помещения
3. Эффективная реклама
4. Подбор аутсорсинга
5. Господдержка
6. Уплата налогов
7. Поиск кадров
8. Юридическая помощь
Организации
Добавить свою
Новости компаний
Товары и услуги
Добавить товар
Добавить услугу
Тендеры
Выставки
Обучение
Центры проф. обучения
Новости
Hi-Tech
Антикризис
Конфликты
Макроэкономика
Медиа
Металлургия
Недвижимость
Персоналии
Потребрынок
Промышленность
Телеком
Транспорт
ТЭК
Деньги
Персоны
Андреев Александр Вадимович
О портале
Возможности сайта
Реклама на сайте
Контактная информация
Курсы валют в Уфе
Курсы мировых валют
Биржевые индексы
Вклады
Карта Уфы
ГОСТы
Ваш кабинет
Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
© 2009—2019  Единый республиканский бизнес-портал
О портале | Контактная информация | Реклама на портале | Правила пользования |
Сделано в «Техинформ» Уфа
Все права принадлежат КП «Респект»