Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
29 марта
16:00

Как контролируются и какие существуют ограничения деятельности офшорных компаний в РФ?

 

 

В отношении деятельности офшорных компаний в РФ установлен особый банковский и налоговых контроль, а также действует ряд ограничений в хозяйственной деятельности, в частности, в виде отсутствия господдержки офшорных компаний, невозможности участия в сфере госзакупок и др.

 

Офшорными компаниями признаются юридические лица, которые зарегистрированы на территориях благоприятного налогового режима, именуемых офшорными зонами. К офшорным компаниям в том числе относятся постоянные представительства российских организаций на территории офшорных государств, если сделки связаны с деятельностью таких представительств (пп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ).

Немаловажно, что помимо налоговых льгот и прочих преференций для организаций, зарегистрированных в государствах-офшорах, действует специальный правовой режим таких стран. Так, в силу п. 1 ст. 1202 ГК РФ личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо, если иное не предусмотрено Федеральными законами от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и от 03.08.2018 N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах".

С правовой позиции российская экономика открыта для деятельности офшорных компаний. Действующим законодательством РФ установлен единый правовой режим работы зарубежных организаций вне зависимости от того, в каком государстве они зарегистрированы. В частности, установленные гражданским законодательством правила применяются к отношениям с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 2 ГК РФ).

Однако выявляются случаи использования офшорных компаний в способах уклонения от уплаты налогов и финансовых схемах, что негативно влияет на уровень собираемости налогов. В связи с этим в сфере осуществления офшорными компаниями деятельности на территории РФ законодательно установлены определенные ограничения, направленные на защиту экономики от уклонения от налогообложения с применением офшорных схем. В то же время это относится не к запрету или ограничению самой деятельности офшорной компании, а к определенным видам хозяйственных операций.

Банковский контроль и ограничения

Для применения в банковской сфере Приложением N 1 к Указанию Банка России от 07.08.2003 N 1317-У утвержден Список государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны). Указанный Список сформирован с целью регулирования банковского взаимодействия между уполномоченными банками и банками-нерезидентами, зарегистрированными в офшорных зонах. Так, уполномоченные банки вправе устанавливать корреспондентские отношения с некоторыми банками-нерезидентами, зарегистрированными в офшорных зонах, только при соблюдении установленных условий.

Налоговый контроль и ограничения

Минфином России Приказом от 13.11.2007 N 108н установлен несколько иной Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) (далее - Перечень N 108н). Указанный Перечень N 108н применяется в налоговой сфере для установления ряда ограничений по операциям, совершаемым с юридическими лицами, зарегистрированными под юрисдикцией государств, предоставляющих налоговые и иные преференции.

Контроль за сделками, одной из сторон которых является офшорная компания, относится к основным мерам по выявлению и пресечению офшорных схем, способствующих уклонению от налогообложения.

С целью пресечения манипулирования контрактными ценами разд. V.1 НК РФ установлены особенности налогообложения и налогового контроля при совершении контролируемых сделок, к которым относятся сделки между взаимозависимыми лицами и приравненные к ним сделки при соблюдении суммовых и иных дополнительных критериев.

К сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются и сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются офшорные зоны, включенные в Перечень N 108н, утвержденный в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ (пп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Иными словами, к сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются любые сделки с офшорными компаниями и в том случае, когда такая взаимозависимость фактически отсутствует.

Таким образом, сделки с резидентами офшорных зон признаются контролируемыми, если сумма доходов по этим сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 120 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ, Письмо Минфина России от 10.11.2020 N 03-12-11/1/97839). В случае отсутствия у налогоплательщика информации о сумме дохода другого участника сделки для целей определения суммы доходов по сделкам за календарный год допускается использование расчетной величины суммы дохода этого участника сделки, определяемой с учетом порядка, установленного гл. 25 НК РФ, с применением метода начисления (Письмо Минфина России от 19.07.2017 N 03-12-11/1/45915).

При этом нормами НК РФ на налогоплательщиков возложена обязанность уведомлять не позднее 20 мая следующего года налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, а также представлять во исполнение требования налоговиков документы относительно конкретной сделки (группы однородных сделок), указанные в требовании (ст. ст. 105.15, 105.16 НК РФ). На основании полученных от налогоплательщика или налогового органа сведений о контролируемых сделках ФНС России в соответствии с установленным гл. 14.5 НК РФ порядком проводит проверку полноты и правильности исчисления налога на прибыль, НДФЛ, НДПИ, НДС, суть которой заключается в отслеживании соответствия рыночным ценам цен, применяемых в сделках между взаимозависимыми лицами и в приравненных к ним сделках.

В отношении офшорных компаний ограничительный характер имеют и следующие положения гл. 25 НК РФ:

  • не допускается применение льготной ставки в размере 0% по налогу на прибыль при налогообложении дивидендов, полученных российской организацией от признаваемой офшорной иностранной организации, имеющей постоянное местонахождение в государствах или на территориях, включенных в Перечень N 108н (пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ);
  • исключается применение освобождения от уплаты налога на прибыль организаций доходов в виде имущества, безвозмездно полученного российской организацией от офшорной компании (пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ).

В то же время не применяется освобождение от налогообложения прибыли контролируемых иностранных организаций, являющихся активными иностранными холдинговыми и субхолдинговыми организациями, признаваемых одновременно и офшорными компаниями (абз. 3 п. 7 ст. 25.13-1 НК РФ).

К ограничительным мерам следует отнести и нормы гл. 3.4 НК РФ о контролируемых иностранных организациях, относящихся в том числе и к офшорным компаниям. Указанной гл. 3.4 НК РФ и связанными с ней положениями гл. 23 и 25 НК РФ, не ограничивая деятельность самих иностранных организаций в Российской Федерации, на контролирующих лиц возлагается ряд существенных обязанностей:

  • представление в налоговый орган уведомлений об участии в иностранных организациях и о контролируемых иностранных организациях;
  • включение прибыли контролируемой иностранной организации контролирующим лицом - физическим лицом в налоговую базу по НДФЛ или контролирующим лицом - юридическим лицом в налоговую базу по налогу на прибыль организаций;
  • представление налоговой декларации с приложением финансовой отчетности контролируемой иностранной организации или иных документов;
  • уплата НДФЛ или налога на прибыль организаций.

Ограничительные меры в господдержке в РФ офшорных компаний

Другими ограничительными мерами в осуществлении хозяйственной деятельности офшорных компаний в РФ являются установленные нормами БК РФ запреты на предоставление государственной поддержки таким организациям.

Так, не допускается предоставление предусмотренных ст. ст. 78, 78.1, 78.3 и 78.4 БК РФ субсидий и предусмотренных ст. 80 БК РФ бюджетных инвестиций иностранным юридическим лицам, находящимся в офшорной юрисдикции. При этом конкретизировано, что помимо названных иностранных юридических лиц также и российские юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля участия офшорных компаний в совокупности превышает 50%, не вправе являться получателями указанных средств (п. 15 ст. 241 БК РФ).

Вместе с тем предлагается обратить внимание на мнение Минфина России на то, что запрет на предоставление вышеуказанных субсидий и бюджетных инвестиций не распространяется на российские юридические лица, контролируемые офшорными компаниями косвенно (через других лиц) (Письмо от 20.04.2016 N 02-04-11/22896).

Кроме того, предоставление в соответствии с БК РФ государственных (муниципальных) гарантий, за исключением государственных гарантий РФ, предоставляемых для оказания поддержки экспорта продукции (товаров, работ, услуг), не допускается в обеспечение исполнения обязательств иностранных юридических лиц, в том числе офшорных компаний, а также в случае, если бенефициарами по гарантиям (за исключением государственных (муниципальных) гарантий, предусмотренных ст. 115.1 БК РФ, государственных гарантий РФ, предусмотренных ст. 115.1-1 БК РФ) являются указанные юридические лица. При этом, как и в случае с субсидиями и бюджетными инвестициями, указанные иностранные юридические лица, в том числе офшорные компании, и российские юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля участия офшорных компаний в совокупности превышает 50%, не вправе являться принципалами и (или) бенефициарами по указанным государственным (муниципальным) гарантиям (п. 16 ст. 241 БК РФ).

Одновременно данной нормой БК РФ установлено, что предоставленная с нарушением указанных требований государственная (муниципальная) гарантия, в том числе по обстоятельствам, не зависящим от гаранта, бенефициара или принципала, а также договор о предоставлении такой гарантии ничтожны. При имеющихся исключениях в общем случае исполнение обязательств по такой государственной (муниципальной) гарантии не осуществляется, а если обязательство по такой гарантии было исполнено частично или в полном объеме осуществлено, уплаченные по гарантии денежные средства подлежат возврату бенефициаром в соответствующий бюджет.

Также определено, что предоставление или исполнение государственной (муниципальной) гарантии не допускается до подтверждения соответствия юридического лица требованиям, указанным в абз. 1 п. 16 ст. 241 БК РФ, которое должно осуществляться в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 21.12.2021 N 2378. Указанным Постановлением Правительства РФ N 2378 установлена форма справки, подтверждающей соответствие требованию о том, что принципал и бенефициар по госгарантии не являются иностранными юридическими лицами, в том числе офшорными компаниями, а также российскими организациями, в уставном (складочном) капитале которых доля участия офшорных компаний в совокупности превышает 50%. Одновременно предусмотрены требования к документам, прилагаемым к справке, а также порядок их оформления и представления.

Ограничительные меры в сфере госзакупок

Существенной ограничительной мерой в осуществлении хозяйственной деятельности офшорных компаний в РФ следует признать предусмотренное Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) положение, исключающее возможность участия в закупке товаров для государственных и муниципальных нужд юридических лиц, зарегистрированных в государстве и на территории из Перечня N 108н (п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).

Кроме того, не допускается регистрация офшорных компаний в единой информационной системе в качестве участников закупок, и по этой причине оператор электронной площадки обязан отказать в аккредитации участнику электронного аукциона (ч. 3 ст. 24.2 Закона N 44-ФЗ).

Офшорным компаниям запрещено участвовать в закупках не только непосредственно, но и через подконтрольные организации, поскольку для заказчика установлена обязанность предусмотреть к участникам закупки единые требования, одним из которых является то, что участник закупки не только не является офшорной компанией, но и он не имеет офшорной компании в составе участников (членов) корпоративного юридического лица или в составе учредителей унитарного юридического лица, а также не имеет офшорных компаний в числе лиц, владеющих напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем 10% голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей 10% в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества (п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).

Иные ограничительные меры в осуществлении деятельности в РФ

Также ограничительные меры для офшорных компаний установлены отдельными законодательными актами.

Специальным законом к отдельным стратегическим отраслям российской экономики ограничен доступ иностранных инвесторов. В частности, включенные в Перечень N 108н офшорные компании и организации, находящиеся под контролем офшорных компаний, в том числе созданные на территории РФ, в общем случае не вправе совершать сделки, иные действия, влекущие за собой установление контроля над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.04.2008 N 57-ФЗ).

Иностранные юридические лица, включая офшорные компании, не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях (п. 3 ст. 15 ЗК РФ).

Подлежит исключению из реестра уполномоченных экономических операторов юридическое лицо, совершившее таможенные операции с применением предусмотренных ст. 437 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза специальных упрощений в отношении товаров, продавцом которых выступает офшорная компания, или оплата ввозимых уполномоченным экономическим оператором в РФ товаров осуществляется путем проведения финансовых операций через офшорные зоны (п. п. 4, 5 ч. 1 ст. 389 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ).

Юридическое лицо, зарегистрированное в офшорной зоне, не может являться учредителем (участником) клиринговой организации (п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.02.2011 N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте").

Аналогичный запрет установлен в отношении учредителей (участников) организатора торговли (п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.11.2011 N 325-ФЗ "Об организованных торгах").

Источник: КонсультантПлюс

Ваша компания

Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
Cообщить о неточности
Карта сайта →
Финансы
Разделили бизнес, а налоговая попыталась сложить его обратно
Банки
Лизинг
Инвестиции
Страхование
Господдержка
Помощь бизнесу
1. Открыть бизнес
2. Выбор помещения
3. Эффективная реклама
4. Подбор аутсорсинга
5. Господдержка
6. Уплата налогов
7. Поиск кадров
8. Юридическая помощь
Организации
Добавить свою
Новости компаний
Товары и услуги
Добавить товар
Добавить услугу
Тендеры
Выставки
Обучение
Центры проф. обучения
Новости
Hi-Tech
Антикризис
Конфликты
Макроэкономика
Медиа
Металлургия
Недвижимость
Персоналии
Потребрынок
Промышленность
Телеком
Транспорт
ТЭК
Деньги
Персоны
Ахунов Рустем Ринатович
Андреев Александр Вадимович
О портале
Политика конфиденциальности
Положение о защите персональных данных
Возможности сайта
Реклама на сайте
Контактная информация
Курсы мировых валют
Биржевые индексы
Вклады
Карта Уфы
ГОСТы
Ваш кабинет
Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
© 2009—2024  Единый республиканский бизнес-портал
О портале | Контактная информация | Реклама на портале | Правила пользования |
Сделано в «Техинформ» Уфа
Все права принадлежат КП «Респект»