Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
07 мая
03:41

Госдума обсудит особенности бюджета страны

15884628186d5d7a713c1ed63d9a9bfa4be293382da_b

Госдума обсудит особенности бюджета страны

В следующем году не будут индексировать зарплаты чиновникам и военным - впервые с кризисных времен. На 5 процентов сократят практически все расходы, кроме социальных. Но даже при такой экономии дефицит казны окажется выше, чем предполагали год назад: 0,5 вместо 0,2 процента от ВВП.

Такой проект бюджета на 2014 и два последующих года начнут сегодня рассматривать в Госдуме. Чиновники, депутаты и эксперты предупредили заранее: бюджет будет напряженным. Но тут же оговариваются: предложены меры, которые должны помочь бюджету и экономике пойти на поправку. "Будет достаточно жесткий разговор, потому что бюджет сложный", - предупредил журналистов, комментируя повестку пленарного заседания, спикер нижней палаты российского парламента Сергей Нарышкин. Комитет по бюджету и налогам Госдумы подготовил сводное заключение на 348 листах, где учтены предложения и оценки проекта бюджета 26 профильных комитетов Госдумы, коллег из Совета Федерации, а также Счетной палаты и ЦБ, замечания, поступившие от представителей министерств и ведомств, независимых экспертов и фракций.

33,4 рубля - этот среднегодовой курс доллара заложен в прогнозе минэкономразвития на 2014 год

Претензий к проекту много. "Справедливая Россия", к примеру, сомневается, что в 2014 году удастся обеспечить темпы экономического роста на уровне трех процентов, как предполагает правительство. По мнению "справороссов", они вряд ли превысят один - полтора процента годовых. ЛДПР отмечает, что "доходность от размещения средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния остается на недопустимо низком уровне". Как утверждают либерал-демократы, "Россия существенно проигрывает по эффективности использования средств фондов иностранным государствам, создавшим аналогичные фонды". А в КПРФ предлагают "часть средств ФНБ и Резервного фонда направить на инвестиционные программы, на создание новых высокотехнологичных рабочих мест". "Эти программы должны рассматриваться парламентом", - убеждены думские коммунисты. В сводном заключении комитета отражена и позиция ЛДПР по поводу предлагаемого в 2014 году увеличения зарплаты федеральным чиновникам. Экономить так экономить всем.

"Это будет первый бюджет, построенный на программно-целевом принципе, - подчеркнул Сергей Нарышкин. - Но вывод, который делает профильный комитет по бюджету и налогам состоит в том, что в целом такой программный характер или методология работы над программами отработаны не до конца". "Безусловно, депутаты будут настаивать на полном выполнении социальных обязательств государства, на обеспечении финансирования решений и проектов, которые содержатся в майских указах президента", - заявил Нарышкин.

Российская экономика переживает непростые времена. В чем причина недуга? Ведь основа благополучия, цены на нефть держатся на высоте. А тут - бой за каждую казенную копейку. Торможение российской экономики связано в первую очередь со структурными проблемами, поэтому подстегивать рост бюджетной накачкой и ослаблением бюджетной политики невозможно, это не лечит заболевание, объясняет советник Института современного развития Никита Масленников. "В проведении прежней политики, когда любые проблемы решались выделением средств, мы дошли до предела возможностей", - соглашается руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Акцент сделан на изыскание неэффективных расходов, экономию. Бюджетные изменения должны привести к более глубоким переменам, нежели просто сокращение расходов. По-хорошему это должна быть "переделка" секторов, которые поглощают наибольшую долю бюджетных расходов, надеется Масленников: "Бюджет может стать импульсом и стимулом к структурным реформам. Правда, пока это первое приближение, мы только пробуем воду". Разворот необходим не только в госсекторе, бизнесу тоже надо снижать издержки, повышать производительность, переходить от экстенсивной к интенсивной политике, замечает Гурвич. "Реформы, - говорит он, - легче проводить в хорошее время. Но на практике все страны проводят их, когда наступают непростые времена". Это время пришло и для нас.

Прямая речь

Евсей Гурвич, руководитель Экономической экспертной группы:

- Проблема в том, что в нынешнем году экономика развивается гораздо медленнее, чем это ожидалось. И во все последующие годы ВВП будет ниже, чем предполагалось, сокращается база по многим налогам. В итоге в 2014 году  доходы бюджета будут на 493 миллиарда меньше, чем предусматривалось в конце прошлого года, когда планировали проект на 2013-2015 годы. В следующем году доходы будут меньше на 1,051 триллиона рублей.

В этих условиях правительство приняло смешанный подход: частично увеличен дефицит бюджета, но без нарушения бюджетного правила, частично - сокращены расходы. Раньше планировалось, что дефицит в 2014 году составит 0,2 процента, теперь предлагается заложить его в 0,5 процента. Предполагалось, что в 2015 году дефицит будет близок к нулю, теперь - будет примерно 1 процент.

Сокращение расходов составит 247 миллиардов рублей в следующем году и 265 миллиардов рублей - еще через год. Но за этим стоит несколько большее сокращение расходов по одним направлениям и выделение дополнительных денег по другим. Одновременно найдены некоторые возможности увеличения доходов за счет оптимизации налоговых льгот и налогового маневра в нефтяной отрасли.

Но главное - это все-таки поворот в бюджетной политике к повышению эффективности расходов. Этот поворот был зафиксирован еще в Бюджетном послании, где было отмечено,  что в возможностях проведения прежней политики, когда у нас любые проблемы решались выделением средств, мы дошли до предела. Теперь основной подход - изыскание неэффективных расходов, экономия. В целом за три года, с 2013 по 2016 года, расходы увеличатся в реальном выражении всего на 1,4 процента. Подготовлена новая программа повышения эффективности госраходов, предусмотрена оптимизация расходов по госзакупкам,  субсидиям. В части доходов предполагается выявление неиспользуемого госимущества, которое может быть сдано в аренду. Более существенная экономия потребует проведения реформ, в числе которых пенсионная, переход к адресной соцподдержке населения. Необходимо создать стимулы для перехода к программному бюджету с установлением количественных целей, которые должны быть достигнуты при выполнении программ.

Я думаю, такой поворот к повышению эффективности был неизбежен и необходим. Понятно, что когда росли цены на нефть, увеличивались доходы, мы шли по легкому пути, увеличивая бюджетные ассигнования. Но такой путь не может продолжаться вечно. Это же относится и к бизнесу. Там тоже необходим переход от экстенсивной к интенсивной политике, сокращение издержек, повышение производительности труда.

Никита Масленников, советник Института современного развития:

- В новом проекте бюджета примерно 90 процентов расходов расписано по госпрограммам. Это предусматривает переход на программно-целевые принципы формирования бюджета. Одновременно со следующего года будет вестись жесткий мониторинг исполнения госпрограмм.

Это правильный путь. Но это и неслабый вызов для основных получателей бюджетных средств. Он может быть связан  с существенным чисто технологическим риском. Потому что пока до конца непонятно, как все это будет работать, удастся ли повысить равномерность расходов в течение года, в какой мере будут профинансированы госинвестиции, насколько это будет эффективно. Не исключено, что что-то пока не додумали, не успели создать.

Возникает риск, связанный с макроэкономической динамикой. Потому что бюджет - это в конечном итоге отражение макроэкономики. Хотя в последние недели появились прогнозы, предсказывающие чуть ли не мировой бум,  мы в следующем году обречены на вялый рост около 2-2,5 процентов. По-хорошему надо, чтобы рост ВВП в полтора раза превышал темпы роста мировой экономики. Но пока этого нет. И в ближайшие годы не предвидится. Причем торможение у нас связано со структурными проблемами. И если мы не будем ими заниматься, то в лучшем случае и в последующие годы  будем болтаться на уровне 3 процентов по росту экономики при условии, что мировой рост будет выше 4 процентов.

Что это значит для бюджета? Вызывает большие проблемы доходная часть. Начинает подтачиваться "подушка безопасности". Дополнительные нефтегазовые доходы, если и будут, то пойдут на балансирование бюджета, финансирование расходов, и в Резервный фонд поступить не смогут.

Большие риски заложены в связи с трансфертом Пенсионный фонд. Если расчеты по его уменьшению не оправдаются, придется брать деньги из Фонда национального благосостояния. А он уже заряжен на решение инфраструктурных проблем. В целом в зоне риска на горизонте трех лет от 1,6 до 3 триллионов рублей. То есть некоторые решения, обеспечивающие поступление денег в казну либо не приняты окончательно, либо - не исключено, что события будут развиваться не по тому сценарию, который заложен в бюджетные проектировки. И таких вопросов достаточно много.

Источник: http://www.rg.ru/2013/10/25/kapital.html

Разделы: экономика, проект бюджета и Минфин

Дата: 25 октября 2013, пятница 09:50

Ваша компания

Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
Cообщить о неточности
Карта сайта →
Финансы
Разделили бизнес, а налоговая попыталась сложить его обратно
Банки
Лизинг
Инвестиции
Страхование
Господдержка
Помощь бизнесу
1. Открыть бизнес
2. Выбор помещения
3. Эффективная реклама
4. Подбор аутсорсинга
5. Господдержка
6. Уплата налогов
7. Поиск кадров
8. Юридическая помощь
Организации
Добавить свою
Новости компаний
Товары и услуги
Добавить товар
Добавить услугу
Тендеры
Выставки
Обучение
Центры проф. обучения
Новости
Hi-Tech
Антикризис
Конфликты
Макроэкономика
Медиа
Металлургия
Недвижимость
Персоналии
Потребрынок
Промышленность
Телеком
Транспорт
ТЭК
Деньги
Персоны
Ахунов Рустем Ринатович
Андреев Александр Вадимович
О портале
Политика конфиденциальности
Положение о защите персональных данных
Возможности сайта
Реклама на сайте
Контактная информация
Курсы мировых валют
Биржевые индексы
Вклады
Карта Уфы
ГОСТы
Ваш кабинет
Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
© 2009—2024  Единый республиканский бизнес-портал
О портале | Контактная информация | Реклама на портале | Правила пользования |
Сделано в «Техинформ» Уфа
Все права принадлежат КП «Респект»