Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
26 апреля
10:28

Налоговые органы лишатся возможности арестовывать имущество должников

679099

Налоговые органы лишатся возможности арестовывать имущество должников

На рассмотрении Госдумы находится проект поправок в Налоговый кодекс РФ, регулирующий возврат задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам. Согласно документу, возвращать задолженность налоговые органы смогут в течение пяти лет. Однако лишатся возможности арестовывать имущество должников без достаточных на то оснований.

В настоящее время налоговым законодательством предусмотрен конкретный перечень оснований признания долга безнадежным к взысканию и списания недоимки по пеням и штрафам (ст. 59 НК РФ, ст. 8 закона N 229-ФЗ). Законопроектом предлагается дополнить этот список новыми пунктами, такими как повторное вынесение судебным приставом постановления об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскать долг, с даты образования которого прошло более пяти лет. Это основание будет применяться в тех случаях, когда сумма долга слишком мала, поэтому взыскать ее путем принудительного банкротства должника с последующей процедурой реализации имущества компании нельзя.

Внесение этого основания в кодекс обусловлено тем, что весь комплекс мер по принудительному взысканию налоговой задолженности укладывается в пятилетний срок. Ранее эту точку зрения высказывали суды (постановление Президиума ВАС от 21 июня 2011 г. N 16705/10 по делу N А38-227/2010). Теперь она может быть закреплена и в НК РФ. Установление пятилетнего срока соответствует реальному периоду времени, который налоговые органы затрачивают на процедуру возврата задолженности. Для бизнеса является благоприятным фактором списание задолженности, которую невозможно взыскать в течение длительного времени. Так как за тот период, пока долг не выплачивается, на него начисляются пени. В итоге сумма становится просто неподъемной.

Для обеспечения взыскания долга за счет собственности компании налоговые органы с санкции прокурора применяют арест имущества организации (ст. 47 НК РФ). В практике случаются ситуации, когда налоговые органы применяют обеспечительные меры при отсутствии оснований считать, что фирма попытается скрыться, распродать или переписать имущество на третьих лиц. Такие злоупотребления имели место даже в тех случаях, когда у налогоплательщика на счетах имелось достаточно средств для погашения задолженности и необходимость в аресте собственности отсутствовала. С помощью такого "маневра" можно реализовать арестованное имущество в кратчайшие сроки по заниженной стоимости. И даже если такие действия в последующем признавались незаконными, налогоплательщик не мог добиться возврата имущества. При этом налоговые органы не компенсировали и стоимость потерянного имущества.

Законопроект ограничивает возможность инспекторов накладывать арест на имущество должника. Сделать это возможно только при недостаточности или отсутствии денег на счетах организации, либо отсутствии информации о счетах и "электронных кошельках" компании. Таким образом, арест можно будет наложить только после получения информации из банка о том, что средств для погашения долга у организации нет или недостаточно. При этом законопроект предоставляет налогоплательщику возможность осуществить замену ареста имущества на залог в порядке ст. 73 НК РФ. Предложенные изменения выгодны налогоплательщикам, так как способствуют устранению нарушений, связанных с арестом и реализацией собственности организаций. В идеале хотелось бы получить такую модель погашения долга, которая позволяла бы компании под контролем налогового органа самостоятельно реализовать свое имущество по наиболее выгодной цене и не уплачивать исполнительский сбор.

Такой способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, как банковская гарантия, не закреплен законодательно. Но он используется при возмещении НДС в заявительном порядке (ст. 176.1 НК РФ), при освобождении от уплаты авансовых платежей по акцизам на алкогольную и (или) подакцизную продукцию (ст. 204 НК РФ) и при замене обеспечительных мер, принятых в целях исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 11 ст. 101 НК РФ). Этот способ также может использоваться при предоставлении налогоплательщикам отсрочек (рассрочек) и инвестиционного налогового кредита. Законопроектом предлагается прописать в НК РФ такой механизм обеспечения исполнения обязательств, как банковскую гарантию. В случае несоблюдения компаниями условий предоставленных им отсрочек и других привилегий у налоговых органов будет возможность взыскать средства за счет представленной фирмой банковской гарантии.

Также планируется разрешить следующий вопрос: должны ли налоговые органы принимать решение о возврате организации НДС на любой известный инспекторам расчетный счет фирмы, если соответствующее заявление налогоплательщиком не подавалось. Эта ситуация неоднократно рассматривалась арбитражными судами, однако единого подхода к ее решению так и не было выработано. В определении ВАС РФ от 2 сентября 2009 г. N ВАС-11232/09 говорится, что до получения налоговыми органами от компании заявления на возврат налога у фискальных органов отсутствует обязанность вернуть суммы налога. Однако Президиум ВАС РФ в своем Постановлении от 17 марта 2011 г. N 14223/10 пришел к прямо противоположному выводу и рекомендовал возвращать суммы НДС вне зависимости от наличия заявления со стороны фирмы. Сегодня инспекторы руководствуются в своей практике последним решением арбитров, но с принятием законопроекта все может изменится. Документ предлагает законодательно установить обязанность организации представлять в налоговый орган заявление на возврат средств с указанием банковского счета для суммы НДС, подлежащей возмещению, либо о зачете денег в счет будущих платежей по НДС или иным федеральным налогам. Только при наличии такого документа со стороны компании инспекция будет принимать решение о зачете (возврате) средств. В противном случае деньги останутся в бюджете. Это изменение не в пользу налогоплательщиков. Впрочем, оно мало что меняет в практике налоговых органов, так как и сегодня инспекторы не спешат возвращать деньги забывчивым организациям.

 Источник:  http://www.rg.ru/2013/04/09/dolznik.html

Разделы: бизнес и финансы, налоги и законопроекты

Дата: 09 апреля 2013, вторник 15:24

Ваша компания

Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
Cообщить о неточности
Карта сайта →
Финансы
Разделили бизнес, а налоговая попыталась сложить его обратно
Банки
Лизинг
Инвестиции
Страхование
Господдержка
Помощь бизнесу
1. Открыть бизнес
2. Выбор помещения
3. Эффективная реклама
4. Подбор аутсорсинга
5. Господдержка
6. Уплата налогов
7. Поиск кадров
8. Юридическая помощь
Организации
Добавить свою
Новости компаний
Товары и услуги
Добавить товар
Добавить услугу
Тендеры
Выставки
Обучение
Центры проф. обучения
Новости
Hi-Tech
Антикризис
Конфликты
Макроэкономика
Медиа
Металлургия
Недвижимость
Персоналии
Потребрынок
Промышленность
Телеком
Транспорт
ТЭК
Деньги
Персоны
Ахунов Рустем Ринатович
Андреев Александр Вадимович
О портале
Политика конфиденциальности
Положение о защите персональных данных
Возможности сайта
Реклама на сайте
Контактная информация
Курсы мировых валют
Биржевые индексы
Вклады
Карта Уфы
ГОСТы
Ваш кабинет
Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
© 2009—2024  Единый республиканский бизнес-портал
О портале | Контактная информация | Реклама на портале | Правила пользования |
Сделано в «Техинформ» Уфа
Все права принадлежат КП «Респект»