Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
19 апреля
06:16

У франчайзингового рынка открылось второе дыхание: Зарубежные бренды ушли и их место заполняют российские

Businessman-211188082664

У франчайзингового рынка открылось второе дыхание: Зарубежные бренды ушли и их место заполняют российские

В кризис первым начинает закрываться бизнес, 2022 год не стал исключением. Но многие вернулись на рынок, правда, уже через покупку франшиз, рассказал исполнительный директор Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) Юрий Михайличенко. У франчайзингового рынка сегодня открылось второе дыхание: зарубежные бренды ушли и их место спешно заполняют российские.

По данным Franshiza.ru, с 2015 по 2022 годы количество франшиз с 1450 увеличилось до 3095.

Почему произошел такой рост именно в эти годы?

Юрий Михайличенко: Рост начался уже в 2010-м. Тогда был кризис 2008 года. В 2009-м наблюдался сильный спад, а на рынке насчитывалось около 400 франшиз, и где-то примерно около 20 тысяч работающих точек.

С этого времени ежегодно отмечался существенный прирост, рынок подтягивался под мировой. Где-то к 2015 году он стабилизировался и начал прирастать на 10-15% в год. Самые активные были 2018-2019 годы. Потом началась пандемия, и пошел спад. Сейчас динамика роста составляет примерно 10% в год.

Имеется ряд объективных причин, которые совпадают с общемировыми трендами тех стран, которые проходили несколько кризисов, - Аргентина, Бразилия, Мексика, даже Китай, европейские страны. Практически везде чем хуже была ситуация в экономике, тем лучше рос франчайзинг.

Почему так получается?

Юрий Михайличенко: Объяснение очень простое. Предприниматели никуда не деваются. Когда наступает кризис, они начинают экономить деньги.

Во-первых, сначала начинает закрываться бизнес. И если он по новой открывается или предприниматель ищет поле деятельности, он всегда выбирает проверенную модель, которая может быть менее креативная, но приносит гораздо более стабильный доход. Плюс он получает партнеров. Психология меняется, идет в пользу практики, а именно в предсказуемые инвестиции. Франчайзинговые модели существуют долго и примерно все гарантируют определенную доходность. Поэтому часть предпринимателей из обычного бизнеса начинают перетекать во франчайзинг.

Во-вторых, чисто российская особенность. У нас рынок начал развиваться именно во франчайзинге, то есть это мультисектор - кофейни, музеи, фитнес, производство мебели и т.д. Если у общепита не сильный рост, то, допустим, у области дошкольного образования рост сейчас тысяча процентов. Начинают расти сектора, которые раньше не занимались франчайзингом.

С чем это связано?

Юрий Михайличенко: Просто не судьба была, тренды не дошли. Например, детское образование. Мы сейчас, наверное, лидируем в мире по дошкольному, школьному и дополнительному образованию. Ниши были не освоены, а потом они начали осваиваться. Следом, как ни странно, пришло сельское хозяйство. У нас не был развит сектор производства - кирпича, тротуарной плитки, каких-нибудь растворов для обработки и т.д. Коттеджные поселки начали строить по франшизе. Продают франшизу, они строят, допустим, в регионе открывают фирму, набирают рабочих. Под этим брендом начинают возводить типовые дома.

Какова сейчас средняя стоимость франшиз?

Юрий Михайличенко: Стоимость франшизы складывается из нескольких составляющих. Самая большая сумма - инвестиционные затраты на открытие одной точки. Допустим, такая точка будет стоить 2 млн - оборудование, аренда, персонал и паушальный взнос (сумма, за которую предприниматель передает права на использование бренда при заключении договора покупки франшизы) 10-20% примерно. Если это ретейл, то взноса, как правило, вообще нет, а вместо него следует выкупить какую-то часть товаров. Поэтому стоимость франшизы складывается из инвестиционных затрат в первую очередь.

Кроме того, есть затраты на обучение персонала для работы по франшизе. Зачастую 70% прямых затрат на открытие франчайзи из паушального взноса сразу уходит на обучение персонала.

Сейчас хорошее время покупать франшизы. Старые компании снижают стоимость франшиз, чтобы как-то существовать.

Сколько составляет франчайзинг от ВВП крупнейших экономик?

Юрий Михайличенко: В США 4%, в Турции - 2%, в Мексике - 5%, в Японии - 8%, в Южной Корее - 15%. У нас точно меньше двух.

Источник: "Российская газета"

Разделы: бизнес и финансы, франчайзинговый рынок и бренды

Дата: 07 июня 2023, среда 10:34

Ваша компания

Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
Cообщить о неточности
Карта сайта →
Финансы
Разделили бизнес, а налоговая попыталась сложить его обратно
Банки
Лизинг
Инвестиции
Страхование
Господдержка
Помощь бизнесу
1. Открыть бизнес
2. Выбор помещения
3. Эффективная реклама
4. Подбор аутсорсинга
5. Господдержка
6. Уплата налогов
7. Поиск кадров
8. Юридическая помощь
Организации
Добавить свою
Новости компаний
Товары и услуги
Добавить товар
Добавить услугу
Тендеры
Выставки
Обучение
Центры проф. обучения
Новости
Hi-Tech
Антикризис
Конфликты
Макроэкономика
Медиа
Металлургия
Недвижимость
Персоналии
Потребрынок
Промышленность
Телеком
Транспорт
ТЭК
Деньги
Персоны
Ахунов Рустем Ринатович
Андреев Александр Вадимович
О портале
Политика конфиденциальности
Положение о защите персональных данных
Возможности сайта
Реклама на сайте
Контактная информация
Курсы мировых валют
Биржевые индексы
Вклады
Карта Уфы
ГОСТы
Ваш кабинет
Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
© 2009—2024  Единый республиканский бизнес-портал
О портале | Контактная информация | Реклама на портале | Правила пользования |
Сделано в «Техинформ» Уфа
Все права принадлежат КП «Респект»