Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
29 марта
01:08

В фильме про Ольгу Берггольц уфимцам не хватило стихов

Imgmain

В фильме про Ольгу Берггольц уфимцам не хватило стихов

Лаборатория политического кино завершила очередной сезон обсуждением документальной ленты «Ленинградка» режиссера Людмилы Шахт. Показ в кинотеатре «Родина» был приурочен ко Дню памяти и скорби. Кинокартина повествует о советской поэтессе и прозаике Ольге Берггольц, жизнь которой была полна трагизма: маленькой девочкой она видела революцию, затем вместе с тысячами людей подверглась репрессиям, а во время войны «служила» на радио в осажденном Ленинграде.

Жить за идею

 

Фильм состоит из двух частей: первая рассказывает о довоенном периоде жизни Берггольц, а вторая посвящена годам войны.

Выросшая в семье полевого хирурга, прошедшего всю гражданскую войну, Оля с детства трепетно любила свою родину. В 1923 года, в тринадцатилетнем возрасте, девочка написала в своем дневнике: «Мы отдаем наши церкви, разрешаем уничтожать мощи наших святых. Мы все это позволяем и молчим. Что же, скоро и нас можно будет запросто расстрелять?».

Уже тогда, в дневниках, девочка признавалась сама себе, что «легко получается складывать слова в рифмы», но поначалу страшилась этого, боясь «упустить зерно своего предназначения».

«Я не хочу быть классическим гениальным поэтом, - рассуждала она. - Нет, конечно, хочу. Но главное - быть нужной людям, чтобы суметь им помочь».

Учась в 20-х годах в трудовой школе, девушка прониклась идеями коммунизма, свято верила в силу народа и партии. Она вспоминала, что тогда все ее окружение было воодушевлено борьбой с буржуазией.

«Нет, лермонтовской девушки из меня не получится, - говорила она. - Моя мечта - кепка и кожаная тужурка!»

В 1925 году талантливая Берггольц пришла в литературную группу «Смена», поначалу втайне от родных, где познакомилась со своим первым мужем Борисом Корниловым. С ним же она училась на высших курсах при институте истории искусств. Затем работала курьером в «Красной газете», продолжая писать. Но часто ее стихи называли «ахматовщиной».

«Почему все так плохо относятся к Ахматовой? - недоумевала она. - Разве женщина не может писать о своих переживаниях, любви?».

В 1930 году, после окончания филфака ленинградского института, во время первой пятилетки Берггольц отправилась в Казахстан уже со вторым супругом Николаем Молчановым. Но после ухода мужа в армию вернулась в родной город и устроилась на завод «Электросила» в многотиражку. В тот период Самуил Маршак познакомил поэтессу с Максимом Горьким, которым она беспредельно восхищалась.

«Он говорил, что не понимает современных поэтов, - рассказывает писательница. - Не понимаю, о чем они думают, что несут в своих произведениях. А про мои стихи сказал, что видит, о чем переживаю я. Тогда и дал навсегда мне завет писать о том, о чем именно мне хочется».

 Двойная смерть

С 30-х годов для Ольги начался страшный и сложный период жизни. Сначала умерла младшая дочь Майя, а через три года старшая Иринка. Время репрессий 1935-38-х годов поэтесса вспоминала с большой горечью.

«Кругом одна ложь и жестокость, - говорила она. - И страшно, что сделали тогда с людьми».

Да и сама Берггольц пострадала: сначала ее незаслуженно исключили из комсомола, из партии, хотя позже восстановили. «Опомнились», как говорила сама Берггольц. Но в 1938 году писательницу арестовали «из-за связей с террористической группой». Тогда же пытались надавить на ее мужа, заставляя сделать выбор между супругой и партийным билетом. Молчанов, сказав, что «это не стоит мужчины», самовольно сдал билет. Сама Ольга Федоровна называет то время периодом «второй смерти».

«Первая была, когда умерла Иринка, чудесная девочка моя, фантазерка, - сказала она. - А вторая смерть - гибель моей идеи, я перестала верить власти».

После отсидки Берггольц долго время писала только для детей, много с ними общалась - со взрослыми общения не выходило.

Но с приходом войны Ольга Федоровна вместе со всеми жителями страны, своего города и коллегами помогала бороться с врагами, как могла. Именно в военный период Берггольц создала свои лучшие произведения: о блокадниках, о ежедневном подвиге бойцов, ленинградцев, о бушующей в городе смерти.

Практически весь период осады города поэтесса работала на радио.

«Каждый из нас стоял на посту, - писала в своем дневнике Ольга Федоровна. - Бесконечные бомбежки, снующие по неосвещенному городу люди в поисках нового пристанища потеплей... Я кое-как нашла подвал для жителей своего дома, а сами мы, работники радио, могли надеяться только на личное счастья, ведя круглосуточные трансляции из ветхой студии».

С  восторгом Ольга вспоминала, как ее друга Дмитрия Шостаковича с большим трудом снимали с крыш зданий, куда он рвался дежурить. Тогда, в 1941 году, композитор начал писать свою легендарную «Седьмую симфонию», которой поэтесса с  самого начала предрекала великую судьбу.

«Но с начала окружения города, как не удивительно, у нас в эфирах преобладала юмористика, - вспоминала блокадница. - Я писала басни про то, что «гаду далеко до Ленинграда», хотя враг стоял почти у ворот».

Но с каждым днем положение осажденных становилось все страшней. Муж Ольги, разбитый болезнью, умер от голода, а  саму ее чуть не сгубила дистрофия. Тогда друзья смогли отправить Берггольц в Москву.

«Свет, трамваи, горячая вода, харчи - это хорошо, но это просто условия существования, - вспоминала женщина. - Настоящая жизнь там, в Ленинграде, где все чувства оголены до предела. А Москве про наш голод даже не знают. Тут не знают даже, что такое дистрофия - приходилось объяснять».

Остаться в живых

История жизни Ольги Берггольц стала рассказом о важнейших исторических событиях. Поэтесса и сама потом говорила, что все ее перемены в жизни и переживания совпадали с испытаниями для всей страны. Вместе с Родиной она оставалась всегда, прощая жестоких людей, изломанные ими судьбы. Так, вместе с горожанами, она встретила и окончательное освобождение родного Ленинграда.

 «Впервые в ослепленном без света городе прогремел и засиял салют,  - вспоминала Берггольц. - Мы все выбежали на улицу, как же мы все обнимались!».

...В зале кинотеатра «Родина» к концу фильма все чаще слышались всхлипывания. Но уфимцы оказались зрителями привередливыми: кому-то не хватило третьей части о послевоенном периоде жизни поэтессы, кому-то было мало в фильме поэзии, а кто-то и  вовсе высказал недовольство по поводу того, что большинство стихотворных вставок звучало голосом актрисы, а не самого автора.

- Картина рассказала о наивысшей точке жизни и карьеры поэтессы, - сказал руководитель проекта, ректор БАГСУ Сергей Лаврентьев. - А мирная жизнь после войны всегда складывается по-иному, думаю, никакого продолжения этому документальному фильму не нужно. Далеко не всегда стоит разжевывать всю историю жизни полностью - можно взять и почитать стихи поэтессы.

А вот у волонтера-поисковика Риммы Буранбаевой фильм не мог не вызвать жгучие эмоции, ведь по истории ее семьи тоже можно снять кино.

- Тема блокады мне знакома с детства, -  рассказала она. - У нас дома были сотни книг о войне, потому что мама воевала на Волховском фронте - была хирургом. А ее жених был офицером, родом из Ленинграда. Мама ему жизнью была обязана.

Однажды после бомбового удара медработник получила тяжелейшие травмы, и прибежавший на помощь будущий муж уже не нашел возлюбленной среди раненых. Ее положили уже «мертвую» под недалеко стоящие березки.

- Этот парень горько заплакал над мамой, - сбивчиво рассказывает Римма Нуриевна. - И тогда услышал, что сердце еще бьется. Побежал к доктору, что был главным в сортировочном госпитале. Представляете, там решали кто может выжить, а  кто – нет! Но хирург отказался оперировать маму из-за слишком тяжелых травм.

На помощь пришел сторонний наблюдатель - санитар, молодой сержант. Он вскинул автомат на хирурга и заставил принять в число «живых» окровавленную женщину.

- Мама выкарабкалась, а ее жених погиб чрез четыре месяца, - продолжила Буранбаева. - Мама получила страшную весть прямо во время операции и только после того, как зашила пациенту живот, отправилась прощаться с возлюбленным.

Римма Буранбаева уже пять лет занимается поиском пропавших без вести солдат и офицеров из Башкирии.

- К Ленинграду из республики отправили 1096 пушечно-артиллерийский полк из Иглино, - сказала поисковик. - Мне рассказывали, что наши артиллеристы в свой первый бой, стоя у своей пушки, попали под обстрел - рядом упала бомба, разнесла все вокруг. И от страха молодые парнишки просто разбежались, спрятались в лесу. Но потом привыкли, научились сражаться, как и все их соратники. Мы должны обязательно помнить, что наши земляки внесли свой вклад в великую Победу.

Источник:  http://www.mkset.ru/news/culture/18568/

Разделы: Персоналии, Ольга Берггольц и документальный фильм

Дата: 04 июля 2013, четверг 10:47

Ваша компания

Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
Cообщить о неточности
Карта сайта →
Финансы
Разделили бизнес, а налоговая попыталась сложить его обратно
Банки
Лизинг
Инвестиции
Страхование
Господдержка
Помощь бизнесу
1. Открыть бизнес
2. Выбор помещения
3. Эффективная реклама
4. Подбор аутсорсинга
5. Господдержка
6. Уплата налогов
7. Поиск кадров
8. Юридическая помощь
Организации
Добавить свою
Новости компаний
Товары и услуги
Добавить товар
Добавить услугу
Тендеры
Выставки
Обучение
Центры проф. обучения
Новости
Hi-Tech
Антикризис
Конфликты
Макроэкономика
Медиа
Металлургия
Недвижимость
Персоналии
Потребрынок
Промышленность
Телеком
Транспорт
ТЭК
Деньги
Персоны
Ахунов Рустем Ринатович
Андреев Александр Вадимович
О портале
Политика конфиденциальности
Положение о защите персональных данных
Возможности сайта
Реклама на сайте
Контактная информация
Курсы мировых валют
Биржевые индексы
Вклады
Карта Уфы
ГОСТы
Ваш кабинет
Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
© 2009—2024  Единый республиканский бизнес-портал
О портале | Контактная информация | Реклама на портале | Правила пользования |
Сделано в «Техинформ» Уфа
Все права принадлежат КП «Респект»